Содержание автомобильных дорог

Автомобильные дороги, как и другие инженерные сооружения, требуют постоянного ухода и своевременного устранения повреждений и неисправностей, появившихся в процессе эксплуатации. Повреждения дорог, а также износ покрытия происходят от воздействия нагрузок от автомобильного транспорта и влияния природно-климатических факторов.

 Содержание автомобильной дороги – это выполняемый в течение всего года комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности дороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года. Работы по содержанию сводятся к уходу за дорожным покрытием и поддержанию ее в чистоте. На покрытии автодорог в летний период устраняются повреждения, ямы, выбоины и колеи. Проезжая часть систематически очищается от пыли, грязи. В зимний период проводится очистка дорог от снега, устраняется гололедица на проезжей части дороги. Для этих целей используются специальные машины: фрезы, асфальтоукладчики, катки, поливо-моечные, дорожные щетки,  снегоочистители, пескоразбрасыватели и др. Помимо этого применяется оборудование, навешиваемое на некоторые дорожные машины, автомобили и тракторы (щетки, откосники, косилки и т. п.).

Ремонт и содержание играют большую роль в обеспечении нормального технического состояния дорог и повышению безопасности дорожного движения. Они приостанавливают развитие повреждений и устраняют причины разрушения.

Состав работ по содержанию автомобильных дорог:
1. По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу: – систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, т.е. очистка от мусора и посторонних предметов, планировка; скашивание травы и вырубка кустарника; очистка обочин от пыли и грязи; систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода, т.е. прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений; прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации; исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта); подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах; ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах.
1. По полосе отвода, земляному полотну и водоотводу: – систематическое поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке, т.е. очистка от мусора и посторонних предметов, планировка; скашивание травы и вырубка кустарника; очистка обочин от пыли и грязи; систематическое поддержание в работоспособном состоянии системы водоотвода, т.е. прочистка и профилирование кюветов и водоотводных канав, устранение дефектов их укреплений; прочистка и устранение мелких повреждений ливневой канализации; исправление повреждений и планировка откосов насыпей и выемок (с добавлением при необходимости грунта); подсыпка, срезка, планирование и уплотнение неукрепленных обочин; устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах; ликвидация съездов и въездов в неустановленных местах.
3. По обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения: уход за знаками, замена поврежденных и установка вновь недостающих дорожных знаков; нанесение вертикальной и горизонтальной разметки; исправление и замена поврежденных и устаревших, а также установка вновь недостающих дорожных ограждений и направляющих устройств; содержание в чистоте и порядке автобусных остановок, пешеходных переходов, площадок отдыха и элементов их обустройства, а также шумозащитных сооружений.
4. По зимнему содержанию дорог: изготовление, установка, устройство и ремонт постоянных снегозащитных сооружений (заборов, панелей, навесов грунтовых валов и др.); уход за снегозащитными сооружениями; изготовление, установка (перестановка), разборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.); создание снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление; патрульная снегоочистка дорог, расчистка дорог от снежных заносов, уборка и разбрасывание снежных валов с обочин; профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части дорог низких категорий; регулярная расчистка от снега и льда автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха и т.д.; очистка от снега и льда всех элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью – борьба с зимней скользкостью; приготовление и хранение противогололедных материалов.

Содержание автомобильных дорог весной, летом и осенью

Содержание земляного полотна

Работы заключаются в предупреждении, устранении или ослаблении воздействия природных факторов и транспортных средств, в ликвидации последствий этих воздействий, если они небольшого объема. Большие деформации или разрушения устраняют путем капитального или среднего ремонта.

С целью предупреждения, устранения и ослабления воздействия ливневых и талых вод на земляное полотно проводят систематические работы по обеспечению беспрепятственного пропуска воды по водоотводным сооружениям с заблаговременной, регулярной прочисткой боковых водоотводных канав, с вырубкой кустарника, скашиванием травы, удалением камней и других предметов. Подготовка системы водоотвода к зимнему периоду включает закрытие деревянными щитами отверстий труб и малых мостов для предотвращения забивания их снегом и последующего обледенения, а также расчистку канав и русел небольших водотоков у искусственных сооружений. Весной необходимо быстро подготовить систему водоотвода к пропуску талых вод, боковые канавы очистить от снега автогрейдерами полностью по всему сечению. У малых мостов и труб убирают щиты, закрывавшие их отверстия, удаляют лед и снег, накопившиеся за зиму, расчищают снег перед отверстиями на ширину, равную ширине отверстия, на длину не менее 3 м от каждого оголовка.

 Содержание обочин и откосов включает полное удаление с них снега и льда по окончании зимы, скашивание травы, удаление кустарника и посторонних предметов, систематическую планировку, заравнивание ям, колей и других углублений.

Весьма ответственно содержание пучинистых участков. Пучины возникают вследствие накопления влаги в земляном полотне осенью и зимой и неравномерного оттаивания полотна весной. Особенно сильно пучины проявляются на участках с затрудненным водоотводом в районах, где зимой наблюдаются колебания температуры от положительных до отрицательных значений. Скопление влаги под дорожной одеждой может также происходить от неудовлетворительного содержания, при котором вода проникает внутрь через трещины и другие дефекты покрытия.

Содержание проезжей части. Работы по содержанию проезжей части весной, летом и осенью заключаются в основном в систематическом уходе за дорожной одеждой с целью поддержания ее в чистоте и порядке, предотвращении и ликвидации небольших повреждений, возникающих под воздействием транспортных средств и природных факторов. Характер мероприятий по содержанию проезжей части в значительной мере зависит от типа покрытия.

Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями. Выполняются работы по очистке покрытий от пыли, грязи и мойка их с помощью поливомоечных машин. На отдельных участках покрытий, построенных с применением избыточного количества органического вяжущего, в жаркие дни оно может выступать на поверхность. Такие места присыпают каменной мелочью, высевками или крупнозернистым песком. Сбрасываемый колесами автомобилей материал вновь наметают на покрытие.

Содержание дорог с переходным типом покрытия. Интенсивное и частое профилирование проводят для устранения образовавшихся ям, колеи и других неровностей. 

Содержание автомобильных дорог в зимний период

 Задача и виды очистки дорог от снега. Очистка от снега должна обеспечивать такое состояние дороги, при котором в максимальной степени удовлетворяются требования непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчетной скоростью и снижается до минимума объем снежных отложений на проезжей части и обочинах. Для решения перечисленных задач выполняют следующие основные виды снегоочистительных работ: патрульную очистку, удаление валов, расчистку снегопадных отложений и снежных заносов небольшой толщины, расчистку снежных заносов значительной толщины, лавинных завалов. Очистку проезжей части автомобильных дорог выполняют снегоочистители на базе комбинированных дорожных машин и другие машины. Удаление снежных валов выполняют роторными снегоочистителями или автогрейдером. Расчистка снежных заносов. Для расчистки автодорог от снежных заносов применяют весь комплекс снегоочистительных машин.

Ремонт автомобильных дорог

Ремонт автомобильной дороги – комплекс работ по воспроизводству ее первоначальных транспортно-эксплуатационных характеристик, при котором производится возмещение износа покрытия, восстановление и улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и повреждений дорожного покрытия, земляного полотна, дорожных сооружений, элементов обстановки и обустройства дороги, организации и обеспечения безопасности движения. Задача ремонта состоит в восстановлении транспортно-эксплуатационного состояния дороги и дорожных сооружений до уровня, позволяющего обеспечить выполнение нормативных требований в период до очередного ремонта при интенсивности движения, не превышающей расчетную для данной категории дороги. Критерием для назначения ремонта дороги является такое состояние дорожного покрытия, при котором его ровность и сцепные качества снизилось до предельно допустимых значений или когда на других элементах дороги и дорожных сооружениях накопились деформации и разрушения, устранение которых работами по содержанию дороги невозможно или экономически нецелесообразно. Ремонт производится комплексно по всем элементам и сооружениям на отдельных участках (перегонах) ремонтируемой дороги. Допускается проведение выборочного ремонта отдельных элементов дороги или дорожных сооружений. Ремонт, как правило, осуществляется в соответствии с проектно-сметной документацией, разрабатываемой на основе материалов диагностики и оценки состояния дорог или инженерных изысканий. При выполнении отдельных видов работ допускается вместо проекта разработка сметной документации на основании результатов диагностики и оценки состояния дорог или ведомостей дефектов с приложением или без приложения чертежей и описание технических решений.

Яндекс.Метрика