Государственное казенное учреждение Кемеровской области

«ДИРЕКЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ КУЗБАССА»

Кузбасс продолжает «жечь» - открыта первая в стране автомагистраль со скоростью движения 130 км/ч

В августе  2013 года открыто движение по второму участку автомагистрали Кемерово-Ленинск-Кузнецкий на км 31-50. Именно об этом мечтали все кузбассовцы, когда в сентябре 2011 году открывали движение по первому участку автомагистрали на км 6-31, протяженностью 24,5 км. Это очень важно для Кузбасса, т.к. два основных мегаполиса Кузбасса – Кемерово и Новокузнецк расположены в его разных концах: на севере и на юге. Соединяющий их транспортный коридор, в составе которого – две автомобильные дороги: Кемерово-Ленинск-Кузнецкий (участок дороги Новосибирск-Ленинск-Кузнецкий-Кемерово-Юрга) и Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк, исторически был основной автотрассой  Кузбасса. Интенсивность движения на этом направлении более 25 тыс. авт/сут, и  пропускную способность ограничивает участок IIкатегории. Тем более, что дорога проходила по ряду населенных пунктов. С вводом первого участка автомагистрали дорога обошла населенные пункты Береговой, Смирновка и Березово, а с вводом второго участка автомагистрали снято движение и с села Панфилово, и в них на порядок улучшилась экология, стало меньше шума, пыли, выхлопных газов, а главное -  увеличилась безопасность, ведь ранее проходящая по ним дорога с такой интенсивностью движения была объектом повышенной опасности,  где часто травмировались и гибли пешеходы.

Время в пути от Кемерово до Новокузнецка уменьшилось примерно на 30 минут. Когда вводили первый участок автомагистрали, то тогда и предположить никто не мог, что движение транспорта по ней будет разрешено со скоростью 130 км/ч, т.к. только недавно постановлением Правительства Российской Федерации  № 621 от 23 июля 2013 года внесены изменения в Правила дорожного движения Российской Федерации, в том числе и в п.10.3 об изменении скоростного режима. В соответствии с внесенными изменениями  увеличена разрешенная скорость движения до 130 км/час на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль», по решению собственников или владельцев автомобильных дорог, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. Но разрешенная скорость в любом случае не должна превышать 130 км/ч.  По решению Губернатора А.Г. Тулеева постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области №   343 от 16 августа 2013 года с 20 августа 2013 года (дата открытия движения) на автомобильной дороге Кемерово-Ленинск-Кузнецкий на участке, обозначенном знаком 5.1 «Автомагистраль», установлена разрешенная скорость движения транспортных средств 130 км/ч.  В стране это пока единственная дорога, автомагистраль, где собственник, а это Кемеровская область,  разрешил такую скорость.

И это не случайно, ведь новый участок автомобильной дороги Кемерово-Ленинск-Кузнецкий имеет следующие основные характеристики:

категория– IА;
минимальный радиус кривой в плане  - 3 000 м;
минимальный радиус кривых в продольном профиле: вогнутых – 8 000 м,  выпуклых -30 000 м;
максимальный продольный уклон – 30 промилей;
расчетные нагрузки для ИССО – А 14 и НК-102,8;
ширина земляного полотна – 27,5 м;
ширина покрытия – 18,5 м;
ширина проезжей части – 15 м (ширина полосы движения -3,75 м);
количество полос движения – 4 шт;
наименьшая ширина разделительной полосы – 5 м;
тип дорожной одежды –капитальный;
основание из жесткого «тощего» бетона класса Btb2.4-22 см;
покрытие – трехслойный асфальтобетон, толщиной 18 см, в том числе верхний слой 4 см - щебеночно-мастичный асфальтобетон.

На участке, где увеличена скорость движения, установлены дорожные знаки 3.22 «Ограничение максимальной скорости» (130 км/ч). Рассматривается вопрос о том, что ещё на двух дорогах, построенных по параметрам категории IБ – Ленинск-Кузнецкий-Прокопьевск-Новокузнецк протяженностью 124 км  и ул.Терешковой-город спутник Лесная Поляна протяженностью 9 км, увеличить разрешенную скорость движения до 110 км/ч с  обозначением знаком 5.3 «Дорога для автомобилей».

Новый участок дороги прошел по территории Крапивинского и Ленинск-Кузнецого районов и не имеет пересечений в одном уровне.  Его протяженность 19,4 км.

Проезжая по дороге, водители смогут наблюдать живописный ландшафт: лесные массивы, перелески, поля и водную гладь, т.к. дорога прошла по акватории существующего водоёма в пойме реки Уньга. Для обеспечения  устойчивости земляного полотна, а также сохранения экологического равновесия возведена дамба длиной 700 м с перепускной трубой.  В ходе проектирования рассматривался вариант обхода пруда,  но это  привело бы к удорожанию строительства на 500 млн. руб. Поэтому остановились на дамбе. Кроме этого дорога на значительном протяжении проходит по пахотным землям, и практически все земляное полотно возводилось из привозных скальных грунтов.  При строительстве этого участка учитывался и уже накопленный опыт.  Так, на участках с плохими  грунтовыми условиями, для обеспечения устойчивости земляного полотна, в его основании  уложен геосинтетический материал («Канвалан») и георешетки, заполненные щебнем. Кстати, геосинтетический материал  производства местного Кемеровского завода  КОАО «Ортон». В одном месте участка  апробировали  новый геосинтетический материал (Stabilenka) немецкой фирмы (HueskerGeosynthetics) – 450 пм. Для предотвращения распространения отраженных трещин при устройстве бетонного основания на швах наклеивалась плоская георешётка SamiGridXP50S.  Для укрепления обочин использовалась специальная пропитка ПС-1, эта же пропитка использовалась и для герметизации асфальтобетонных покрытий на мостах и путепроводах.

Основываясь на опыте применения геосинтетики, на стадии проектирования в проект третьего скоростного участка автомагистрали Кемерово-Ленинск-Кузнецкий включены дополнительные объемы геоматериалов:

в основание насыпей на слабых грунтах:
георешетка «Славрос-Композит» - 171 190 м2;
геополотно «Стабиленка» - 7 674 м2;
«Канвалан» - 176 405 м2.

в укрепление откосов подтопляемых насыпей:
георешётка «ТехПолимер» с заполнением бетоном – 784 м2;

для устройства дренажа:
геокомпозит «Гидромат-Техполимер 3 Д» - 55 100м2;
«Канвалан 500» - 29461 м2

Сложность была и в том, что на этом участке  дороги  проходит  большое  количество различных инженерных коммуникаций, которые приходилось выносить и переустраивать. Согласно долгосрочной целевой программы, ввод этого участка дороги планировался только в 2017 году. По контракту  на строительство – было определено 3 года. Но кузбасские дорожники «сломали» такой график,  и выполнили работу ровно за 2 года.Кстати, не снижая качества исполнения.

Генеральный подрядчик строительства ОАО «Автодор»;  кроме него здесь работали еще восемь субподрядных организаций. В отвал перемещено 322 тыс. м3, снято растительного грунта 559 тыс. м3, рекультивировано  145,57 га.  За время строительства дороги была проведена колоссальная работа:  только различных грузов  перевезено за 2 года - земли 1 млн.  862 тыс.  кубометров, да плюс –  почти 500 тыс. кубометров скальных грунтов, 152,5 тыс. тонн асфальтобетона,  282,3 тыс.  м3 щебеня. В целях обеспечения безопасности установлено 36  км металлического дорожного ограждения – полностью разделены этим ограждением полосы движения противоположных направлений. Само дорожное полотно выполнено из новейших материалов, по самым передовым технологиям: трехслойное асфальтобетонное покрытие на бетонном основании выдерживает большие нагрузки. Дорожники возвели  здесь один мост через р. Уньга, три путепровода, и уложили 24 водопропускных трубы. Так же построили одну транспортную развязку в разных уровнях на съезде  в сторону с. Чусовитино. Установлено 632 сигнальных столбика, 151 дорожный знак. Устроено 8 227 пм лесополос, для чего высажено 33 739 деревьев.  Пока снегозащитные лесополосы не заработают их функцию будет выполнять снегозадерживающие щиты, которые будут установлены на снегозаносимых местах на протяжении более 8 км. Щиты переданы эксплуатирующей организации.

Ежедневно на объект выходило 250  дорожных рабочих и до  200 единиц техники. Для того  чтобы обеспечить  четкую, слаженную работу  на объекте,  переместить  или вывезти грунт, завезти материалы  и конструкции, во время доставить  людей и технику, было построено  27 км временных  технологических дорог.  То есть,  в полтора раза  протяженнее,  чем сам участок.  По окончании стройки дорожники разбирают эти дороги,  а земли под ними рекультивируют и возвращают их владельцам.

При строительстве почти все подрядные организации перешли на разбивку планово-высотной основы с использованием высокоточных электронных тахеометров и двухчастотной спутниковой системы «Trimble5700». При обработке результатов и при проектировании широко используются программы CREDO, AutoCAD. При устройстве земляного полотна и слоев дорожной одежды используется техника с 3Dспутниковыми системами нивелирования фирмы «Trimble», что позволяет обеспечить высокую точность высотных отметок. При устройстве асфальтобетонных покрытий применяются современные асфальтоукладчики и дорожные фрезы в сочетании с навесной бесконтактной системой    нивелирования, которая позволяет значительно улучшить ровность покрытия.

На новом участке дороги, как и на первом, установлены элементы интеллектуальной транспортной  системы управления дорожным движением.  Это - дорожная  автоматическая метеостанция, детектор текущей погоды, бесконтактный датчик  температуры поверхности покрытия,  бесконтактный датчик  состояния  поверхности покрытия,  4 дорожные беспроводные видеокамеры, 3 информационно-электронных табло, на которых водитель может увидеть текущее время, температуру воздуха, скорость и направление ветра, атмосферное давление, видимость, погодные и дорожные условия. А также 4 полноцветных электронных дорожных знака,  Дорожникам эта система дает возможность оперативно реагировать на любые изменения обстановки и незамедлительно принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности дорожного движения. А водителям система будет рекомендовать оптимальный режим движения в зависимости от погодных условий и состояния дороги. Кроме того,  сидя дома, по Интернету, оценивая открытую информацию о состоянии проезда и метеоданным,  пользователи дорог смогут оценить дорожную обстановку  и принять решение: отправиться в путь или дождаться более благоприятной обстановки, а подрядным эксплуатационным организациям принимать решения о своевременном выполнении работ по содержанию дорог. Частота  обновления информации составляет для метеостанций - 1 раз в 60 мин, для видеокамер - 1 раз в 10 мин.

На новом участке автомагистрали  установлен многоцелевой видеофиксатор нарушений ПДД  программно-технический измерительный комплекс «Одиссей». Видеофиксатор «Одиссей» представляет собой автономный прибор (4 видеокамеры – по одной на каждую полосу движения), размещенный на арочной опоре, установленной на контролируемом участке автомагистрали.  Видеофиксатор «Одиссей»  предназначен для автоматической фото/видеофиксации фактов нарушения Правил дорожного движения и мониторинга автотранспортных средств, проходящих через зону контроля:

·        автоматической фото/видеофиксации фактов нарушения Правил дорожного движения ;

·        автомати­чес­кого измерения скорости движения транспортных средств при прохождении транспортными средствами через зоны контроля Комплекса,

·        автоматической фотофиксации транспортных средств, превысивших установленные пороги скорости;

·        автоматического считывания государственных регистрационных знаков движущихся в потоке транспортных средств,

·        автоматической проверки считанных регистрационных знаков по базе данных  розыска и базе данных региональной регистрации;

·        сбора статистических данных о параметрах транспортного потока, автоматического формирования  постановлений об административном   нарушении или других документов о совершении правонарушения

Для передачи информации  используется постоянный канал связи, по которому полученные видеозаписи автоматически передаются на центральный сервер. Возможна запись видеофрагментов на ноутбук из подъехавшего автомобиля по беспроводной связи и последующая доставка записей на центральный сервер. Система сохраняет видеофрагменты в специальном архиве центрального сервера на срок, в течение которого постановление может быть оспорено.

Помимо комплекса «Одиссей» на всем протяжении нового участка установлено 5 вандалозащищенных шкафов под комплексы  фото/видеофиксации  нарушений ПДД.

Сейчас кузбасские дорожники готовятся к строительству последнего участка дороги, протяженностью  17, 56 кмот поворота в направление  с. Чусовитино и до г. Ленинска-Кузнецкого. Рабочий проект на строительство этого участка проходит последние инстанции согласований. После ввода его в эксплуатацию два крупнейших города Кузбасса – Кемерово и Новокузнецк будут связаны качественными дорогами, обеспечивающими безопасное и комфортное движение транспорта не только между ними, но другими городами, расположенными в зоне прохождения главной транспортной артерии Кемеровской области, что положительно скажется на развитии региона.

Автор – Скрыльников Владимир Арсентьевич (начальник отдела ремонта, сохранности и содержания автомобильных дорог ГКУ КО «Дирекция автодорог Кузбасса»).

Фотогалерея: Ленинск-Кузнецкий - Кемерово (2013 г.)

Click To View/Download the original size file.